«Я узнал, кто самый крутой на Байкале»

Материал: «Афанасий-бизнес«.

Житель Твери Иракли Удзилаури стал первым в мире человеком, который пересек зимний Байкал на трековом велосипеде с фиксированной передачей. На уникальное велопутешествие у него ушло десять дней и много нервов, но взамен 24-летний экстремал получил море эмоций, удивительных встреч и личных открытий.

К моменту старта большого похода по Байкалу за плечами у Иракли Удзилаури уже были и восхождения на Эльбрус, и ультрамарафоны, и велопутешествия. Но от байкальского приключения он ожидал чего-то особенного – и его надежды сбылись.

Велопоходу предшествовала подготовка, за время которой друзья и спонсоры поездки помогли Иракли Узилаури собрать все необходимое практически «с нуля». Отправляясь на Байкал, путешественник был уверен, что везет с собой все необходимое: от палатки до тройных перчаток, от запасов еды до ракетниц для отпугивания медведей. Десятидневный поход по Байкалу показал: предусмотреть все невозможно.

Корреспондент Afanasy.biz встретился с Иракли и досконально расспросил его о путешествии, обо всех сюрпризах, ловушках и подарках, которые подготовил для него загадочный Байкал.

Всё не по плану

Приключения Иракли начались еще до старта его путешествия, прямо в поезде, 18 марта доставившем путешественника на начальную точку маршрута, в Северобайкальск. Сосед по вагону, с которым путешественник ехал от Москвы до места назначения, так проникся его затеей, что вместе с другом устроил Иракли автомобильную экскурсию по местным достопримечательностям: Бурхан, стела северной точки Байкала и вот – смотровая площадка, где Иракли впервые увидел воочию завораживающий Байкал.

«Очень смешанные чувства были – детский восторг от того, что ты видишь всю эту красоту, и в то же время страх, потому что понимаешь, что это место не простит даже мелких ошибок, что любое решение, любое действие может привести к очень серьезным последствиям. Но в целом это было ощущение счастья, просто от того, что ты есть и ты здесь».

Знакомство с природой и людьми Байкала затянулось до четырех часов утра, и составленный заранее план последних приготовлений к старту пошел прахом. Но откладывать начало путешествия Иракли не захотел, вышел на следующее утро на лед Байкала и отправился в путь.

Первые уроки Байкала

Первые метры маршрута Иракли проходил спокойно, настраиваясь на сложный, но интересный и желанный путь. Но потом путешественник совершил ошибку, стоившую ему пяти часов времени и немалых сил. Недооценив расстояние до мыса и решив двигаться к нему напрямик, а не вдоль берега, он потратил на это немало времени. Позже Иракли узнал, что до мыса было около 40 км по прямой, хотя казалось, что всего 10. Сначала путешественник пытался держаться наезженных дорог, пока не понял, что они проложены рыбаками к местам зимнего лова. Тут очень пригодился бы дрон – но его у Иракли не оказалось. Потом была попытка проехать по целине, но с груженым велосипедом это оказалось очень сложно. Было карабканье через гряду торосов, с тем же велосипедом в руках… Так Иракли в первый раз прочувствовал суровость Байкала.

И в тот же день озеро преподнесло путешественнику первый сюрприз.

«Я в первый раз услышал дыхание Байкала. И испугался. Да, я слышал, что Байкал дышит, Байкал живой, но значения этому не придавал. Но когда я услышал этот грохот – мурашки по спине, бросило в жар… Страшно».

В итоге за день было пройдено 30 км. На ночевку Иракли остановился на льду возле острова Богучан. И тут Байкал подарил ему еще и незабываемую ночь – температура воздуха опустилась до минус 21, и это была самая холодная ночь за всю поездку. Но палатка и снаряжение не подвели. Правда, первая попытка зажечь бензиновую горелку чуть не привела к пожару, но, к счастью, такого опыта Иракли удалось избежать.

Дальше пути нет

Второй день начался с того, что Иракли заплутал, пытаясь пользоваться рыбацкими дорогами, долго наворачивал круги и в итоге, потеряв первоначальное направление движения, вернулся в исходную точку. Мешал еще и сильный южный ветер. В итоге путешественник обратился за советом к рыбакам, которых немало встречал в этот день. И тут местные сообщили ему неутешительную новость: дальше по его маршруту дорог нет. Иракли посоветовали двинуться в объезд по асфальтовой дороге до поселка Байкальское за следующей подсказкой.

И именно на этой дороге он встретился с первыми – и единственными за путешествие – представителями животного мира.

«Сумерки только начинались, и тут вижу двух животных на четырех лапах, серые, ошейников я не увидел. Я решил, что это волки… До города 15 км, до поселка 25. Вокруг меня жилья нет. В голову не пришло, что здесь могут быть собаки. Потом, правда, я рассмотрел ошейники и подуспокоился» — рассказывает Иракли. В итоге пришлось отпугнуть псов ракетницей. Больше встречаться со зверьем путешественнику не пришлось – он видел только следы лошадей, лосей и кабанов.

Уже по темноте Иракли добрался до поселка и выяснил у местных жителей, которые приютили его на ночь – пути по тому маршруту, который он намечал для себя, действительно не существует. Накатанной дороги по Иркутской стороне Байкала до Ольхона нет: из-за теплых источников лед непрочный, и люди по нему не ездят. Чтобы продолжить путь, надо переехать на другую сторону Байкала – там есть хорошая дорога. Иракли не собирался в Бурятию, но выхода у него не оставалось.

«У меня это было первое путешествие в формате, когда направление движения я менял не по собственному желанию, а потому что двигаться можно только в одном направлении», — разводит руками экстремал.

«Как в космосе»

На третий день дорога на сторону Бурятии устроила Иракли испытание на прочность: снег заметал зимник, и двигаться приходилось практически со скоростью пешехода, а встречный ветер еще больше замедлял путешественника. Но потом погода смилостивилась, и ему удалось добраться до бурятской стороны в районе Томпы. Ветер стих, и Иракли принял принципиальное решение: не останавливаться на ночевку и ехать всю ночь.

«Это было как в каком-то космосе. Сверху все черное, снизу белая пелена, звезды, луна и луч фонаря, который перед тобой светит. Вообще невесело. И вы не представляете, насколько круто было, когда я видел фары машин где-то вдалеке, свет от которых разбавлял эту ночь. Я встретил несколько машин, и все были в шоке от того, что я еду ночью, а не сплю, как все нормальные люди».

За четвертый день Иракли добрался до Чивыркуйского залива, а на ночевку остановился в Усть-Баргузине. За два дня он преодолел 260 км.

На пятый день стало значительно теплее – температура воздуха поднялась до плюс двух. Путешественник успел отремонтировать велосипед и заменить камеру на колесе, проехать 80 км и по пути заехать на курорт Горячинск. Там Иракли надеялся найти горячие ванны, а попал в большой санаторий, на территории которого и остановился – правда, только получив разрешение администрации. Надежды на чистый байкальский лед под колесами не оправдались, спутниковые снимки оказались не соответствующими реальности. Пришла усталость. Оставалась надежда на завтрашний день – на чистый лед, безветрие и хорошую скорость. Но все оказалось совсем по-другому.

«Тот день, когда я слился»

Утром шестого дня Иракли оказался перед дилеммой: ехать или нет на остров Ольхон — «сердце» Байкала, самый большой и единственный населенный людьми остров на озере. Из поселка Турка он связался с МЧС и выяснил, что толщина льда у острова составляет 5-10 см, и нужно быть максимально осторожным. Спасатели посоветовали ему ехать вдоль Бурятии. Мнения местных жителей тоже разделились: кто-то говорил, что ехать к Ольхону опасно, кто-то в подробностях объяснял, как добраться до острова. Но было понятно, что путь на Ольхон – очень смелая затея, граничащая с безрассудством.

«В тот момент пришло понимание одной очень важной вещи. Когда я собирался в путешествие, я продублировал все, кроме самого важного – я не продублировал себя. Я не предусмотрел второго человека. Вот потеряю я сознание, неважно, от чего, — кто подаст сигнал о помощи? Мне повезло, такой ситуации не сложилось, а если бы вдруг… Об этом я тогда много думал» — делится своими воспоминаниями Иракли.

Неопределенность ситуации, постоянные сбои в планах, усталость взяли свое. Иракли принял решение… закончить путешествие. Не пересекать озеро, ехать до Улан-Удэ по асфальту, а потом до Иркутска на поезде. Он даже записал видео с обращением к самому себе и уверениями, что он обязательно попробует еще раз.

«Сейчас уже я могу сказать: слушайте своё сердце, и тогда все получится. Тогда я послушал свой мозг, а он стремился к отдыху и комфорту», — так путешественник описывает свое состояние в тот момент.

Но все изменила остановка в деревне Гремячинск, где экстремал получил нежданную поддержку. Там в кафе с вывеской «Шаурма» Иракли встретил… грузинов, которые приняли его как родного: накормили и уложили спать, подарив ему невероятные положительные эмоции.

А потом был звонок родным и двухчасовой эфир в Инстаграм – время поддержки друзей.

«Как не падать духом? Самая простая вещь – позвонить домой, не друзьям, а маме или папе, бабушке или дедушке. Я позвонил маме, мы говорили о простых вещах, и настроение изменилось…»

И наутро Иракли двинулся в путь – но не домой, а к конечной точке путешествия по Байкалу, навстречу своей цели.

Путь на Ольхон

Седьмой день путешествия ушел на возвращение к Байкалу и путь по зимнику на Ольхон: Иракли переезжал воду, покрывавшую лед, объезжал торосы, но ничто уже не могло испортить ему настроения. Зато в этот день путешественник первый раз за время пути полюбовался на чистый лёд без снега.

На ночевку Иракли остановился в лагере, разбитом прямо на льду: две большие палатки, внутри одной из них – восемь маленьких рыбацких палаток со спальниками и кроватями, а в другой кухня с газовой плитой, спутниковым интернетом и… чемоданом со сладостями, который показался настоящим кладом путешественнику – большому любителю сладкого. Прямо на льду Байкал он оказался в месте со всеми благами цивилизации, даже с вай-фаем. Воспользоваться этим местом – своей базой – посоветовал Иракли его владелец, который возит туристов на снегоходах. Просто так, от души.

И вот наконец на следующий день путешественник оказался на острове Ольхон.

«Прикоснулся к нему, и мурашки по спине побежали. Какой-то сильный остров – не понимаю, в чем дело, но состояние внутри было странное», — говорит Иракли.

Проехав через остров, на котором уже царила весна, и побывав у скульптуры Хранителя Байкала, Иракли выехал на «малое море». И тут, двигаясь уже по льду, в сумерках «словил» яму и заработал трещину на ободе велосипеда, после чего был вынужден встать на ночевку. Но на утро все равно продолжил путь.

Предпоследний день поездки Байкал, похоже, решил проверить парня всерьез. Сначала его испытывал ветер – по информации МЧС, его скорость составляла 15 м/с с порывами до 30 м/с. Как рассказывает путешественник, местные не выходят на озеро и при ветре в 10 м/с, но он не мог больше ждать.

«И вот в какой-то момент я узнал, кто самый крутой на Байкале. Самый крутой на Байкале – это ветер. Он все вопросы решает, от него зависит вообще все», — говорит он.

Иракли вспоминает, как внезапно ветер задул ему в лицо, и преодолеть его не было никакой возможности – велосипед с фиксированной передачей в какой-то момент даже покатился назад. Но потом ветер изменил направление и, наоборот, стал подгонять путешественника к финишу.

Дыхание Байкала

После ночевки в Бугульдейке Иракли уже приближался к конечной точке путешествия. Весь последний день путешествия он провел на колесах, причем пару десятков километров – в компании двух местных велосипедистов, радуясь присутствию людей рядом. А потом был ночной финишный рывок – и настоящее дыхание Байкала, о котором Иракли будет вспоминать, наверное, всю жизнь. С точки зрения науки, это пузыри газа, поднимающиеся со дна к поверхности озера. Но для человека посреди Байкала – это совершенно потустороннее явление.

«Полнолуние, облаков нет. Последних рыбаков проехал около 10 км назад, до обсерватории в Листвянке 20 км. И слышу, как дышит Байкал. Это что-то очень похожее на гром, но не где-то вдали за горизонтом, а прямо под ногами. Его не только очень хорошо слышно, ты чувствуешь еще и вибрацию льда. Страшно, очень страшно было. Я осознавал, что подо мной толща льда, но ощущение того, что там внизу что-то живое – это поражает. И это происходит каждую минуту. Так и прошла вся ночь».

И вот 29 марта в 8 часов 40 минут по иркутскому времени Иракли Удзилаури, 24-летний путешественник из Твери, достиг города Слюдянки и завершил свое путешествие, проехав в общей сложности 900 километров – почти в два раза больше изначально запланированного.

«Я просто выхожу на берег и кричу «Да!». И стало, с одной стороны, как-то грустно, потому что я закончил это приключение. Но тогда же я понял, что дальше – больше, и будет еще круче, и это никакой не финиш, потому что финиша в принципе не бывает».

Дальше – больше

Рекорд Иракли Удзилаури, первым пересекшего Байкал на велосипеде с фиксированной передачей, официально не зарегистрирован. Но он считает, что это далеко не самое важное.

«Я в очередной раз доказал себе, что возможно вообще все. Главное – по-настоящему хотеть, и тогда все в мире будет складываться так, как нужно. Все шутят – теперь на Луну? В Африку? Да не вопрос!»