Сергей Тен – самый иркутский депутат

Депутат Государственной Думы Сергей Тен рассказал о своих взглядах на развитие Иркутска.

Из всех депутатов Государственной Думы, представляющих байкальские регионы, самый иркутский депутат – это Сергей Тен. Он родился в областном центре, здесь пошёл в школу, тут начала формироваться его трудовая биография. Он неоднократно доказывал, что ему небезразлична судьба Иркутска. Cохранение иняза, восстановление военной кафедры в политехе, спасение зелёных насаждений города – вот лишь некоторые вопросы, в решении которых принял активное участие депутат Тен. Он – настоящий, стопроцентный иркутянин, и поэтому в канун 360-летия города именно к нему мы обратились с вопросом: каким ему, Сергею Тену, видится Иркутск в ближайшем будущем?

Сила общественного мнения

— Умным, сильным, комфортным для проживания. Предугадывая ваш будущий вопрос: а как это сделать? –  только совместными усилиями. Нам надо привыкнуть к тому, что мнение иркутян – главное в решении городских вопросов. Это правило должно стать одним из основополагающих в Иркутске будущего.

— Скажите, а сейчас, в Иркутске настоящего, это правило уже начало работать?

— Да, конечно, достаточно вспомнить историю со строительством туберкулёзного диспансера в микрорайоне Синюшина Гора. Уже было принято решение о его возведении, но люди выступили против. Обращались во все инстанции – прокуратуру, правительство, законодательные органы, к губернатору – и людей услышали, проект остановили. Ещё один пример: после массовых протестов была прекращена работа над проектом, инициируемым правительством Иркутской области, о перемещении отходов БЦБК в район села Моты Шелеховского района. Если бы горожане не проявили активность в этих вопросах, сейчас бы имели две дополнительные точки напряжённости. Ещё одно важное направление, где мнение людей имеет значение – это проект «Формирование комфортной городской среды». Именно иркутяне, горожане, а не мэр или чиновники, определяют, куда, на какой объект направить федеральные средства, выделяемые на благоустройство.

— Каким образом можно сделать выбор?

— Нужно зайти на федеральную платформу za.gorodsreda.ru, зарегистрироваться, выбрать «свою» территорию и проголосовать. Я это уже сделал, и могу вам сказать, что предпочтение той или иной площадке отдать очень непросто – Иркутск представил 19 отлично проработанных проектов по благоустройству. Конечно, я за то, чтобы победил один из шести проектов Свердловского округа. Пока мы отстаем. Буквально на днях  заходил на площадку для голосования, смотрел промежуточные результаты. Впереди, с заметным отрывом, идет проект по благоустройству северной части острова Юность. Вполне объяснимое и закономерное лидерство: ведь этот район города в последнее время стал точкой притяжения всех иркутян.

Ангара как центр развития

— Свердловский округ может стать значительно ближе к острову Юности, если будет реализован проект пешеходного моста от острова до кампуса ИРНИТУ до Ангары. Насколько реален этот проект?

— Любой проект реален, если за него серьезно взяться. Помню, как многие снисходительно улыбались, когда губернатор Дмитрий Федорович Мезенцев объявил о создании 130-го квартала. Но благодаря воле, терпению, упорству, влиянию этот проект был доведён до логического завершения и сейчас считается эталонным на уровне России. Что мешает повторить этот опыт на примере пешеходного моста? Тем более, этот не просто мост, который проходит над Ангарой и соединяет два берега. Он связывает студенческий городок «политеха» и учебные корпуса университета. Благодаря нему может быть создано не только уникальное общественное пространство, но и образовательный кластер, сформированным этим пространством. Такой проект соотносится с идеей создания научно-образовательного центр «Байкал», который поддерживает губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Ректор ИРНИТУ Михаил Корняков серьёзно работает над воплощением этой идеи, его поддерживают коллеги из ИГУ,  научного центра, и я уверен, что у нас всё получится. 

— Ещё один проект по благоустройству Иркутска, над которым вы в последнее время работаете, — это «Берегоукрепление и благоустройство набережной реки Ангара от плотины ГЭС до бульвара Постышева в  Иркутске». Буквально на днях в Государственной Думе, на площадке Межфракционной рабочей группы «Байкал», которую вы возглавляете, прошло совещание на эту тему. К чему пришли? Честно сказать, иркутяне уже потеряли надежду увидеть здесь какую-то комфортную среду. Разговоры идут давно, а дело стоит на месте…

— Проблема в том, что проект является сложным, комплексным, и для его полной реализации требуется привлечение средств разных госпрограмм, курируемых различными министерствами. Росводресурсы, от которых во многом зависит выделение федеральных средств, сомневаются в целесообразности такого подхода. Чтобы сдвинуть с места решение вопроса по набережной Ангары, рабочая группа «Байкал» инициировала совещание между Счетной палатой Российской Федерацией, заказчиком проекта – администрацией Иркутска, а также Иркутской областью. 20 мая состоялось совещание, где было установлено, что практика совместного софинансирования есть, такие объекты реализуются. В частности, в Ангарске аналогичный проект берегоукрепления и благоустройства набережной Китоя финансировался из нескольких целевых программ – и все прошло нормально: первая очередь работ завершена, город получил уникальное рекреационное пространство, уже начались работы по второй очереди. 

Совместно со Счетной палатой России мы приняли решение сделать сметные расчёты по каждой госпрограмме.  Исполнители этой работы   сейчас администрация  Иркутска. Затем с губернатором Иркутской области, руководством Минприроды России, Росводресурсов и Минстроя,  мы проведем совещание, которое даст старт началу  реализации проекта.

Точечная работа

— Сергей Юрьевич, в последнее время вы много говорите о комплексном развитии Свердловского округа Иркутска, встречаетесь с депутатами от этой территории, работаете над созданием единой стратегии её развития. А как дело обстоит в Иркутске в целом? Есть ли у города какая-то стратегия развития?

— В городе есть и Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года, и Концепция пространственного развития, есть и Генеральный план, который должен стать главным документом, который определяет все, что происходит в Иркутске в плане строительства и благоустройства. Но на деле нередко возникают ситуации, что эти документы существует как бы сами по себе, а жизнь идёт сама по себе. Например, в Генеральном плане указано, что лес Академгородка является особо охраняемой территорией. И вдруг оказывается, что часть этого лесного массива отдана под застройку. Мол, какие-то документы когда-то были оформлены таким образом, что там можно и лес рубить, и дома строить. И в очередной раз вставать на защиту лесных насаждений приходится иркутянам. Границы этого лесного массива будем включать в границы зелёного пояса Иркутска. 

Последняя корректировка Генплана города проходила в 2018 году. Причем, корректировка серьезная. По сути, поменяли стратегию развития Иркутска. Судя по тому, что 8-9-балльные пробки стали в Иркутске обычным явлением, — эта концепция не работает.

— Кстати, и что делать с пробками?

—  Разработан проект реконструкции Лермонтовской развязки, реконструкции Старокузьмихинской улицы и автомобильной развязки на съезде с Академического моста. Мы долго говорили о Южном обходе Иркутска, ровно год назад провели опрос среди горожан на эту тему – и дело, похоже, сдвинулось с мёртвой точки. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев дал поручение разработать ПСД по этому проекту. Дорога пройдёт вне областного центра, по территории Иркутской района, но она окажет влияние на транспортную ситуацию городских улиц.  Есть еще идеи, уверен Генплан города  нуждается в серьёзной корректировке и актуализации. Думаю, совместными усилиями мы придём к тому, чтобы сделать Иркутск чистым, светлым, комфортным для проживания городом.