Необычный летательный аппарат изобрели сибирские ученые
Источник: RG.RU
На международном форуме «Армия-2020» большое внимание привлек необычный летательный аппарат, разработку которого ведет Фонд перспективных исследований в рамках проекта «Циклон». Мы привыкли видеть дроны с воздушными винтами, а здесь вместо них цилиндрические роторы, напоминающие гребные колеса старых пароходов. Несмотря на необычный вид, аппарат с «воздушными колесами» успешно маневрировал, взлетал и садился на наклонную плоскость, что в принципе невозможно для других беспилотников.
Такой циклолет разработали ученые Института теплофизики СО РАН. Казалось бы, при чем тут теплофизики, имеющие дело в основном с энергетическими процессами?
«Мы занимаемся системами генерации энергии, в которых физические принципы организации потока такие же, как в системах создания тяги, — поясняет замдиректора института Артур Бильский. Впрочем, в проекте немало участников: ООО «НПП «АВАКС-ГеоСервис«, НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина и другие.
Поставить на самолет циклические движители впервые попытался российский инженер Евгений Сверчков еще в 1909 году. Но поднять в воздух первый циклолет ему не удалось. Как и многим другим изобретателям. Почему сейчас это стало возможно?
«Тогда не было современных композитных материалов, а сегодня мы используем карбоновые лопасти и диски, многослойные конструкции — сэндвич панели и легкие сплавы для механизмов управления, — поясняет научный руководитель проекта Александр Дектерев. — Кроме того, управлять циклолетом сложнее, чем самолетом или вертолетом. И решить эту проблему сейчас удалось благодаря современным системам автоматического управления«.
Как показала математическая модель, по ряду основных параметров циклолет превосходит схожие с ним мультикоптеры. При одинаковых габаритах и взлетной массе у него существенно меньшая мощность электромоторов. К преимуществам летательных аппаратов с циклическими двигателями, по сравнению с другой техникой вертикального взлета и посадки, специалисты относят: взлет и посадку с неподготовленных наклонных поверхностей (угол наклона поверхности до 30 ), высокую маневренность, закрытые периферийной защитой, а значит, безопасные движители и более низкий уровень шума. Эти качества особенно важны при полетах в условиях плотной городской застройки. В ближайших планах разработчиков — доводка автоматической системы управления полетом, проведение работ по совершенствованию конструкции аппарата для повышения его энергоэффективности и надежности.Возможно, уже в ближайшем будущем мы увидим в небе необычные аэротакси с «воздушными колесами»
В перспективе могут быть созданы гораздо крупные грузопассажирские циклолеты, позволяющие нести полезную нагрузку 500-600 килограммов или до 6 пассажиров. Такой аппарат станет идеальным транспортным средством прежде всего для мегаполисов, поскольку будет занимать всего два парковочных машино-места и создавать шум на уровне современных легковых автомобилей. Возможно, мы скоро увидим в небе аэротакси с «воздушными колесами».