Топовые кинопремьеры зимы
Под что будем коротать длинные зимние вечера — в обзоре The Village
«Ширли»
Shirley
Дата выхода
3 декабря
Конец сороковых. Писательница Ширли Джексон (Элизабет Мосс) недавно зарекомендовала себя как мастера хоррора рассказом «Лотерея» — там в американском городке ради хорошего урожая раз в год камнями забивают жителей. После публикации от «Нью-Йоркера» пачками начали отписываться читатели, а на Джексон полился поток гневных писем. Ее это, впрочем, заботит не сильно — писательница живет с мужем Стэнли Хэймоном (Майкл Сталбарг из «Зови меня своим именем» и «Серьезного человека») в Беннингтоне (где Хэймон — именитый литературный критик — преподает в колледже), пьет, почти не выходит из дома и работает над новым романом «Повешенный» об убийстве местной студентки. Хэймон очевидно изменяет жене, постоянно критикует ее работу, но при этом способен поднять ее с кровати. Ситуацию в писательской паре усугубляет временный переезд в дом протеже Хэймона — Фреда Немзера — вместе с женой Роуз, которую Ширли сперва ненавидит, а потом начинает видеть в ней себя. Экранизация наполовину биографического, наполовину вымышленного одноименного романа о жизни Джексон — лихая психологическая драма (исполнительный продюсер — Мартин Скорсезе), переосмысляющая жизнь классика хоррора.
«Человеческий голос»
The Human Voice
Дата выхода
3 декабря
Купив топор в магазине инструментов, красивая женщина (Тильда Суинтон) возвращается в свой лофт. Там ее ждут чемодан и встревоженный пес Дэш. Оба остались от мужчины, которого в доме — и в кадре — нет. Раздается звонок. Женщина берет трубку. Практически короткометражка — фильм длится всего полчаса, — которой Педро Альмодовар дебютирует в англоязычном кино. Вольная интерпретация пьесы с тем же названием, которую Жан Кокто написал в тридцатые под впечатлением от жалоб актрис на то, что драматурги и режиссеры не дают им право голоса. Моноспектакль имени грандиозной Тильды Суинтон, великого испанского оператора Хосе Луиса Алькайне, окрашивающего кадр в красный, синий и зеленый цвета, и самого Альмодовара, который давал своим актерам голос всю карьеру (и уже цитировал пьесу Кокто в «Женщинах на грани нервного срыва»).
«Манк»
Mank
Дата выхода
4 декабря
Потомок немецких евреев-иммигрантов Герман Манкович (Гэри Олдман, в свои 62 играющий то 30-летнего Манкевича, то 40-летнего; тот, впрочем, для своих лет и правда выглядел плохо) был собкором Chicago Tribune в Берлине, имел славу «самого остроумного человека в Нью-Йорке», а в середине двадцатых попал в Голливуд и в тридцать с небольшим стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых сценаристов в мире. «Тут миллионы можно зарабатывать как нечего делать, — писал он своему другу и коллеге Бену Хехту, пытаясь убедить его переехать в Лос-Анджелес, — а единственные твои конкуренты — идиоты». Хехт согласится и станет легендой Золотого Века Голливуда. Манкович — для друзей просто Манк — сдуреет от денег, начнет пить и играть. Потом войдет в доверие к могущественному газетному магнату Херсту и быстро его потеряет, очень из-за этого расстроится, а в конце тридцатых, прикованный к кровати после ДТП, напишет по заказу молодого режиссера из Нью-Йорка Орсона Уэллса сценарий о могущественном газетном магнате от лица тех, кто его знал. Черно-белый фильм Дэвида Финчера о сценаристе «Гражданина Кейна» — драма о человеке, который взялся отомстить взрастившей его индустрии, а в итоге написал ее гимн.
«Звук металла»
Sound of Metal
Дата выхода
4 декабря
Барабанщик Рубен (Риз Ахмед) играет в группе вместе со своей девушкой Лу (Оливия Кук). Во время очередного концерта он неожиданно теряет слух — как выясняется, только временно. По крайней мере, пока. Врачи говорят, что со временем слух у Рубена может пропасть полностью — в теории это может исправить операция, но на нее у пары, живущей в доме на колесах, нет денег. Лу находит для Рубена что-то вроде интерната для тех, кто теряет или уже потерял слух. Им управляет ветеран Вьетнама Джо (Пол Раджи), который со знанием дела говорит Рубену, что свою красоту можно найти и в тишине. Режиссерский дебют сценариста Дариуса Мардера («Место под соснами»), который он написал вместе со своим братом Абрахамом — вторая за год (после «Откуда ты родом» — тоже про музыку) заявка Риза Ахмеда на Оскар. Плюс — впечатляющая, что немудрено, работа со звуком, выполненная саунд-дизайнером «Гравитации» Николасом Беккером.
«Неадекватные люди 2»
Дата выхода
10 декабря
Через десять лет после того, как спокойный — правда, только с виду — журналист Виталий (Илья Любимов) влюбился в буйную, тоже только с виду, соседку Кристину (Ингрид Олеринская), прошло десять лет. За это время они поженились, Виталий сменил работу, Кристина стала домохозяйкой, начала подозревать мужа в неверности и теперь сама ходит к психотерапевту-балаболу (Евгений Цыганов), к которому некогда ходил ее супруг. Терапевт советует ей разнообразить жизнь — например, найти работу. И вообще взбодриться. «Мы же нормальные люди». Десять лет назад бывший продюсер «Би-би-си» Роман Каримов дебютировал с первыми «Неадекватными людьми» и случайно зафиксировал появившийся наконец российский средний класс — со всеми его чаяниями, бессмысленными работами, терапевтами и попытками найти себя. Критикам тогда казалось, что он выдает желаемое за действительное — но теперь понятно, что Каримов на самом деле был прав (тогда это подтвердили и кассовые сборы). Тогда его герои только начинали жизнь — а теперь уверенно двигаются к кризису среднего возраста. Вероятно, 36-летнему режиссеру есть что сказать на этот счет.
«Фестиваль Рифкина»
Rifkin’s Festiva
Дата выхода
31 декабря
Морт Рифкин (ветеран Уоллес Шоун), мужчина пенсионного возраста и с неясной, но скорее всего творческой, профессией, сопровождает свою жену Сью (Джина Гершон) на кинофестиваль в Сан-Себастьян, где она «занимается прессой». Тепло, красиво, к тому же Морт давно уверен, что Сью изменяет ему с молодым режиссером Фелипе (Луи Гаррель). Вуди Аллена в эпоху #MeToo не то чтобы отменили совсем — все обвинения против него если и доходили до судов, то там и разваливались, — но просто оставили на обочине культуры. Проект мечты «Дождливый день в Нью-Йорке» положили на полку, часть актеров от режиссера отреклись, мемуары отказывались публиковать — а когда-таки опубликовали, их разнесла критика. Что не мешает 85-летнему режиссеру продолжать снимать новые фильмы — пусть без особых звезд (хотя в «Фестивале» заявлен Кристофер Вальц — в роли Смерти) и в Европе — и даже выпускать их в прокат в странах вроде России. На самом фильме это, скорее всего, сказалось не сильно, но «Фестиваль» явно отправится туда же, куда и, допустим, «Иррациональный человек» — то есть вряд ли на полку с лучшими вещами позднего Аллена вроде «Жасмин».
Январь
«Чудо-женщина: 1984»
Wonder Woman 1984
Дата выхода
14 января
У войны женское лицо — осенью и Marvel, и DC выпускают по фильму о женщинах-супергероях. И в том, и в другом случае авторы оттаптываются на кинонаследии 80-х: но если «Черная вдова» (о ней — ниже) по понятным причинам вдохновлена параноидальными политическими триллерами времен холодной войны, то вновь ставящая «Чудо-женщину» Кэрол Дженкинс просто устраивает ностальгическую дискотеку под New Order. Почему бы и нет.
«Душа»
Soul
Дата выхода
21 января
У джазового пианиста Джо Гарднера (Джейми Фокс) все хорошо. Еще вчера он преподавал в школьном оркестре в нью-йоркской средней школе, а сегодня успешно прошел прослушивание на работу мечты — в биг-бэнде прославленной саксофонистки (Анджела Бассетт). Круто? Круто. Вот только по пути домой он провалился в канализационный люк и умер. И в результате какой-то ошибки вместо загробной жизни он попадает в догробную, где новым душам присваиваются личности. По «Душе», навязчивые идеи — наряду с такими чертами, как отчужденность или любопытство — формируются не после, а до рождения. Каждая душа, прежде чем спуститься в человеческое тело, должна найти свою искру — то, чем человек увлечется в жизни. Пытаясь разобраться в этом очередном пиксаровском бюрократическом мирке, Джо найдет смысл жизни — и заодно способ вернуться на Землю.
Февраль
«Пугало»
Дата выхода
4 февраля
В якутской деревне пропадает девочка. Поиски результатов не дают — и тогда местные, а затем и полиция, обращаются к Пугалу (певица Валентина Романова-Чыскыырай) — сильно пьющей женщине за сорок, имеющей репутацию знахарки. Третий фильм школьного учителя Дмитрия Данилова — представителя самобытной (и довольно успешной) якутской кинематографии. Одновременно страшный и смешной, мистический детектив взял главный приз на «Кинотавре» — в год, когда жюри возглавлял режиссер Борис Хлебников. «Я просто не понимаю, как сделан этот фильм и по каким законам он работает, — сказал он. — Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит».
«Кто-нибудь видел мою девчонку?»
Дата выхода
4 февраля
В конце восьмидесятых студентка Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Кира (Анна Чиповская) идет брать интервью у молодого киноведа и сценариста Сергея (Александр Горчилин). Тот незадолго до этого приходил в ее институт с лекцией о кино, которого вдруг стало очень много. Скоро они поженятся, Ленинград снова станет Петербургом, кино станет еще больше, как и наркотиков, музыки, жизни, любви и смерти. В 97 Кира разведется с Сергеем и уедет в Москву. Через полгода он умрет. Наркотики. В начале десятых Кира (Виктория Исакова) — повзрослевшая и сделавшая серьезную карьеру в медиабизнесе — живет где-то на побережье во Франции, сидит у окна, вспоминает юность и пишет своему первому мужу письма. Слишком много у нее осталось к нему вопросов. Слишком мало они успели обсудить. Экранизация одноименной автобиографической книги Карины Добротворской о ее браке с кинокритиком Сергеем Добротворским за авторством режиссера Ангелины Новиковой («Велкам Хом») — история прежде всего о том, как любовь к кино меняла жизни — и не всегда в лучшую сторону.