Референдум по строительству «завода смерти» требуют усольчане
Общественники и депутаты КПРФ намерены добиться отмены результатов слушаний по вопросу строительства завода по переработке опасных отходов в Усолье-Сибирском.
По их мнению, результаты слушаний не являются законными, так как туда был организован подвоз работников бюджетной сферы, которых обязали проголосовать так, как надо.
Кроме того, на слушаниях не были в полном объеме предоставлены результаты исследований экологической безопасности будущего завода. При этом выступить противникам идеи строительства завода на слушаниях фактически не давали.
«Работа ведётся непрозрачная. На самом деле, она регламентируется законодательством достаточно чётко. Должен готовиться проект, который на определённой стадии проходит публичные обсуждения. После того как это публичное обсуждение прошло, идёт согласование разных контрольных организаций. Те, кто видел, как проходили общественные слушания, могут сделать вывод, что никакой технологии представлено не было. И это вызывает беспокойство. Я разговаривал с десятками учёных. Есть технологии достаточно простые. Научные институты способны предложить их, но сейчас не предлагается ничего. Нам просто предлагают поверить, что придёт французская фирма и всё для нас сделает» — пояснил первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергея Левченко.
Председатель комитета комитета по законодательству об экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания региона Роман Габов заметил, что сейчас происходит подмена понятий в обсуждениях вопроса строительства завода:
«Мы видели распоряжение президента о том, что необходимо ликвидировать отходы на территории бывшего химического предприятия. Но под этим предлогом в Усолье-Сибирское планируют свозить отходы из других регионов. Сегодня мы слышим от официальных лиц, что уже не в приоритете ликвидация накопленного ущерба, что не факт, что в первую очередь будут перерабатываться после возведения завода усольские отходы. Это ещё больше побуждает общественность разобраться в ситуации«.
Общественница из Усолья-Сибирского Дарья Дорогова рассказала, что администрация города и мэр Максим Торопкин препятствуют прозрачному диалогу власти и общественности, которой пришлось в итоги «раскапывать информацию» о строящемся заводе.
«Изучая документы, мы пришли к выводу, что вся деятельность «Росатома» на «Усольехимпрома» раздута. В их ежедневном дневнике некоторые действия повторяются много раз. В этих отчётах нет никаких документов. Просто слова, не подтверждённые документально. Мы должны поверить на слово. Но нас такой формат не устраивает», – заявила усольчанка.
Также она заявила о подвозе бюджетников на общественные обсуждения, которым признавались, что им «пришлось приехать». Их контролировали работники администрации и отдела образования. У общественников Усолья, выступающих против завода, при этом забирали слово.
По словам Дарьи Дороговой, документы разительно отличаются от того, что произносилось на обсуждениях. Даже в отношении таких вещей, как сливы или выбросы в атмосферу, усольчан вводили в заблуждение.
«Мэр как заряжённый каждый день говорит, что мы несёмся вперёд к светлому будущему. В чём это светлое будущее, пока непонятно. Они же собираются сделать несколько комплексов по переботке отходов. Даже сейчас, глядя в документы, есть масса вопросов. Нет оценки воздействия на здоровье жителей Усолье-Сибирского«, – рассказывает она.
Усольский предприниматель и общественник Михаил Ожиганов высказал опасения, что готовящиеся мощности завода по переработке отходов можно будет заполнить только за счёт ввоза отходов со всей страны и из-за рубежа.
«Сейчас нам говорят нам о том, что отходы в страну нельзя завозить. Но сегодня часто подменяются понятия. Переделают документы, и из-за границы будут к нам завозить «ценное сырьё», с которого будут зарабатывать деньги. Уже сейчас они пытаются об этом говорить. Ну заберите себе это богатство во Францию, Германию, Англию. Мы даже бесплатно привезём его к вам, а вы у себя зарабатывайте деньги. Мы готовы на этот шаг, готовы обогатить и осчастливить любую страну земного шара«, – выступил общественник.
Депутат Законодательного собрания Иркутской области Виктор Кондрашов пояснил, как шла его работа в должности заместителя председателя правительства Иркутской области по проекту утилизации отходов «Усольехимпрома». Три года проходило согласование проекта утилизации отходов «Усольехимпрома»: очень много времени и сил потребовалось для его согласования с федеральными министерствами, которые не выказывали никакой заинтересованности или озабоченности происходящим. Главгосэкспертиза этого проекта сделана, она прошла все стадии. Стоит его реализация почти 1,5 миллиарда. Однако сейчас власть решила по-другому пути, пытаясь извлечь из ситуации коммерческую выгоду.
«Сегодня не озвучиваются цифры, какие выбросы идут в атмосферу. Росприроднадзор, лаборатории молчат – это федеральные структуры, которые боятся высказаться, чтобы не получить по шапке. Пресса также проплачивается и замалчивает проблемы. Скажите, как предлагается утилизировать накопленный вред? Сжигать? Мы знаем, куда роза ветров идёт – на Байкальскую природную территорию«, – выступил парламентарий.
Бывший работник пожарной охраны на «Усольехимпроме» Сергей Рыбинский сравнил «Росатом» приехавший в Усолье-Сибирское, с миссионерами, пытавшимися купить за бусы индейцев.
«О том, что «Росатом» не заинтересован в полной рекультивации площадки «Усольехимпрома», говорит, что сейчас отмечается только три проблемных точки: бывший цех ртутного электролиза, рассолопромысел и нефтяная линза. Сегодня никто не говорит про шламонакопители, про стихийное озеро шлама, которое образовалось за территорией бывшего предприятия в сторону Ангары«, – возмущается усольчанин Сергей Рыбинский.
По всей видимости, при остановке «Усольехимпрома» были слиты остатки шлама, которые находятся сейчас на открытой территории.
«Сегодня никто не говорит о химической свалке, на которую в период работы предприятия свозились отходы. Это был просто котлован, в него сваливались кремний-органические отходы, хлорсодержащие вещества и, как говорится, вся таблица Мендеелеева. Сегодня никто не говорит о цехе тетраэтилсвинец, с которого начинал работу «Усольехимпром». Это тяжелые металлы, соли свинца – они никуда не делись, они очень опасные, и никто рекультивации на территории этого цеха не проводил. Цех 30.01 по производству хлорат-хлорид-кальциевого дефолианта, который вывозился в Среднюю Азию для орошения хлопка и упрощения его сбора. Это очень едкое вещество. Но от сотрудников «Росатома» ничего об этом не слышно. Они не исследовали территорию химпрома«, – считает житель.
По мнению Сергея Рыбинского, власти уже совершили большую ошибку, разобрав цех ртутного электролиза. По его мнению, его нужно было разбирать только после того, как будет построен завод по демеркуризации. Своими действиями власти только увеличили площадь испарения ртути. Она начинает активно испаряться при +18*, и сейчас этот процесс активно начался.
В данный момент в Иркутске сформирована рабочая группа, которая займётся реализацией прозвучавших предложений. В неё вышли депутаты Законодательного собрания Иркутской области Андрей Андреев, Ольга Носенко, Роман Габов, Виктор Кондрашов, секретари областного комитета КПРФ Сергей Левченко и Сергей Чупров, главный редактор газеты «Байкальская Сибирь» Сергей Королёв, общественница Любовь Аликина, жители Усолья-Сибирского Дарья Дорогова и Михаил Ожиганов.
Они намерены инициировать референдум в Усолье-Сибирском по вопросу строительства завода, подготовить обращение в ЮНЕСКО и отменить состоявшиеся 28 апреля состоявшиеся общественные слушания.