Как уличные художники переживают эпидемию и изображают ее в своих работах
2019 год многое поменял в петербургском стрит-арте: часть известных художников практически свернула деятельность, на смену им пришли новые лица, предпочитающие привычным граффити другие техники (инсталляции, перформансы и так далее). Кое-что, впрочем, осталось неизменным: например, стремление петербургских авторов к осмыслению новостной повестки.
Годом ранее главной городской темой стал снежный коллапс, которому художники посвятили с десяток работ: от «Лопаты Беглова» на стене дома до псевдоблокадных надписей. Этой весной в центре внимания оказалась эпидемия коронавируса — деятели стрит-арта отреагировали и на эту проблему. На чижика-пыжика надели медицинскую маску, а на фасады зданий начали транслировать проекции с призывом к самоизоляции. Собственную интервенцию в привычное городское пространство провел даже КГИОП — сотрудники комитета надели защитные маски на грифонов с Банковского моста.
The Village вспомнил пять коронавирусных работ петербургских уличных художников и поговорил с авторами о влиянии эпидемии на их творчество.
«Бэт-сигнал», арт-группа «Явь»
Своей новой работой одна из самых плодовитых арт-групп Петербурга убила двух зайцев: призвала горожан к самоизоляции и поддразнила коммунальщиков, которые продолжают воевать с уличным искусством. Художники стали транслировать на фасад соседнего дома логотип с летучей мышью в медицинской маске, а позднее передали исходник всем желающим (чтобы аналогичную акцию смогли провести в других районах города). «Попробуйте закрасить», — обратилась «Явь» к сотрудникам коммунальных служб.
На время эпидемии художники приостановили свою деятельность: сейчас «Явь» планирует дальнейшие акции и доводит до ума макеты будущих работ.
Явь: «К ситуации с коронавирусом мы относимся очень серьезно: не хочется, чтобы в России повторилось то, что произошло в Европе и США. Участники арт-группы сейчас на самоизоляции, все офлайн-работы мы отменили. Кто-то скажет, что стрит-артисты, которые боятся рисковать, — это не тру. Но важно понимать: личный риск — это одно, и мы всегда к нему готовы, рисковать же жизнями прохожих и семьи — неправильно. «Явь» сейчас занимается рефлексией. Мы очень надеемся, что ситуация с вирусом не затянется на слишком долгий срок: все-таки рисование на холстах или в планшетах не может заменить работу на улице«.
«Спокойствие!», Loketski
Loketski — открытие прошлого года в мире петербургского стрит-арта. Художник получил известность благодаря инсталляциям в районе Парнас, большая часть его работ посвящена социальным темам. Новый арт-объект автор посвятил потребительской панике, которая захлестнула петербуржцев из-за коронавируса: надпись «Спокойствие!» он создал из гречи, риса, перловки, спичек и туалетной бумаги. «Инсталляция представляет собой публичный НЗ. В случае острой нужды любой может срезать то, что ему необходимо», — отметил Loketski.
Художник рассказал, что попытался скорректировать возникшую панику: «бюрократические шестеренки государственной машины» в таких случаях крутятся слишком медленно, поэтому Loketski решил успокоить людей силой искусства.
Loketski: «Экстренные обращения чиновников через СМИ мало успокаивают в таких случаях, слишком велико недоверие к их словам. По сути, инсталляция «Спокойствие» является социальной рекламой, созданной средствами стрит-арта. Одно слово на заборе. Одна простая мысль — и очень мало времени, чтобы донести ее до людей. Нельзя было мешкать, нужно было «сказать» это слово немедленно, и я это сделал«.
«Флаг России 2020 года», Макс фон Отто
Художник-акционист Макс фон Отто обратил внимание на удручающую ситуацию, которая сложилась в петербургской медицине: врачам не хватает средств защиты, их инициативы блокируют руководители и чиновники, в результате коронавирусом заразились больше 100 медиков. Отто сшил флаг из медицинских масок и вывесил его в центре города. «Сейчас, как никогда раньше, страшно оказаться в больнице. Сфера медицины испытывает колоссальную нагрузку», — заявил он.
Художник объяснил, что его знакомые врачи работают в экстремальных условиях, а власти практически не помогают им защититься от инфекции.
Макс фон Отто: «Задача художника — запечатлевать дух своего времени. Если ты живешь искусством, то и кризиса идей у тебя не возникнет. Все ведь на поверхности лежит, придумывать ничего не нужно, нужно только чувствовать, что происходит вокруг и показывать это людям. Я стараюсь проводить самоизоляцию с пользой для своего здоровья. Удалось по-новому взглянуть на Петербург. Без огромного количества машин город стал прекраснее. Надеюсь, ситуация с эпидемией не затянется на долгий срок«.
«Профилактика», Леша Бурстон
Леша Бурстон — еще одно относительно новое лицо в петербургском уличном искусстве. Автор «Титаника» и призраков в теплицах Таврического сада решил осмыслить влияние карантина на экологию. «Пока человечество сидит по домам на карантине, природа немного приходит в себя. Так, например, в Венеции в каналы вернулись рыбы и птицы», — отметил он.
Наиболее опасным последствием эпидемии художник считает ухудшение финансовой ситуации в стране и мире: многие его проекты уже заморозились, а продолжение карантина ударит по бизнесу и горожанам еще сильнее, уверен Бурстон.
Леша Бурстон: «К карантину привык, в целом он не мешает рисовать на улице — особенно если выбирать не очень людные места. Да сейчас таковых почти и не осталось. Появилось больше времени для творчества, а эта ситуация немного меня перезагрузила: позволила взглянуть как бы со стороны на мой образ жизни и несколько изменить отношение к нему. Продолжаю свою серию работ « Все здесь», посвященную отношению человека к интернету. Планирую к концу месяца выпустить трехминутное видео со всеми работами«.
«Не выходи из комнаты», Halvahafabric
Участники проекта HALVAHFABRIC решили обратиться к известнейшему стихотворению Иосифа Бродского. Художники вывесили в Петербурге плакат с поэтом в медицинской маске и надписью «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Так они призвали горожан к самоизоляции.
По мнению авторов, ситуация вокруг COVID-19 станет историческим событием — первым катаклизмом, которое поколение 2000-х переживет «на собственной шкуре» и в сознательном возрасте.
HALVAHFABRIC: «Вирус и домашняя самоизоляция позволили по-новому взглянуть на свой труд, свое время и свои потребности. Эта ситуация толкает на мысли о том, чего нам действительно не хватает для счастья. На нашу команду эпидемия повлияла так же, как и на многих других людей: работаем из дома, самоизолируемся по возможности и скучаем по тем временам, когда безопасный выход на улицу был возможен не только при наличии балкона«.