А об этом поподробнее! Новости

ЮНЕСКО требует прекратить регулирование уровня Байкала

  • 2 августа, 2021
  • 1 мин. на чтение

Комитет ЮНЕСКО по Всемирному культурному и природному наследию призвал Россию прекратить ослабление режима охраны озера и рекомендовал  пригласить на Байкал специальную международную миссию для обсуждения всех наболевших вопросов, сообщает Восток-Телеинформ со ссылкой на представителей экологической коалиции «Реки без границ». 

«Принятое в субботу решение Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении озера Байкал фактически оставляет России всего несколько месяцев для того, чтобы кардинально улучшить ситуацию с уникальным объектом природного наследия на своей территории, однако главными «камнями преткновения» до сих пор остаются вопросы с регулированием уровня воды в озере, неконтролируемой застройкой берегов и ликвидацией отходов Байкальского ЦБК«, — отмечают российские экологи.

Комитет особенно обеспокоен «временным» разрешением расширить диапазон допустимых колебаний уровня Байкала в 2,3 раза.  И настоятельно рекомендует России прекратить любые дальнейшие действия по изменению режима регулирования озера до тех пор, пока полная оценка воздействия режимов регулирования на состояние озера не будет представлена на рассмотрение в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО.  

Также комитет ЮНЕСКО снова требует представить на рассмотрение оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта рекультивации территории бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и призывает Россию обеспечить выбор наилучших возможных технологий и организаций-исполнителей.

«Из-за неточных или запоздалых решений озеро Байкал используется сейчас в качестве противопаводковой емкости, переработка накопленных отходов Байкальского ЦБК ведется без надлежащей экологической оценки, а количество незаконных построек на байкальских берегах растет из года в год, – заявил в своем выступлении на 44-ой сессии Комитета ЮНЕСКО по Всемирному культурному и природному наследию международный координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. – Для воплощения принятых сегодня решений гражданское общество готово к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами и надеется на подробную оценку прогресса по каждому пункту резолюции уже через год, на сессии в Казани». 

45-ая сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО должна состояться летом 2022 года в Казани, однако подробный отчет о выполнении решения по Байкалу Российская Федерация должна представить в ЮНЕСКО уже к 1 февраля 2022 года.  

«Детальные рекомендации ЮНЕСКО во многом конкретизируют пути выполнения поручения президента РФ об охране Байкала, которое было дано еще в сентябре 2019 года, -– напоминает российский координатор экологической коалиции «Реки без границ», член Ангаро-Байкальского бассейнового совета Александр Колотов. – Президент фактически поручил привести управление объектом всемирного наследия в соответствие с предписаниями ЮНЕСКО, и вот теперь, после двухлетней отсрочки, у российских ведомств есть ясные инструкции на этот счет и считанные месяцы для их реализации. Остается надеяться, что план выполнения решений Комитета будет рассмотрен уже на ближайшем заседании правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал в конце августа».

В случае неисполнения решения Комитета ЮНЕСКО объекту всемирного природного наследия «Озеро Байкал» грозит внесение в перечень объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.

Внесение объекта в этот перечень означает неспособность государства-участника Конвенции об охране всемирного наследия самостоятельно обеспечить защиту объекта культурного или природного достояния человечества на своей территории.

После внесения в «черный» список ЮНЕСКО помогает государству составить юридически обязательный план мероприятий по спасению объекта наследия. Если и это не помогает, то в распоряжении Комитета остается крайняя мера: объект лишают статуса всемирного наследия.

Так, на 44-ой сессии из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО был исключен Порт Ливерпуль в связи с неподобающей застройкой окрестностей исторических кварталов и последовательным нежеланием властей Великобритании управлять объектом в соответствии с правилами Конвенции по охране всемирного наследия.