Сергей Язев, директор астрономической обсерватории, Иркутский государственный университет:
«ЗА ЧТО ИМ ДАВАТЬ ГЕРОЕВ?
В лентах в последние дня закономерно всплывает вопрос: если за четыре месяца можно подготовить человека к космическому полету — почему мы тогда так высоко ценим космонавтов? За что им дают ордена и звание Героев России?
Не означает ли всё это, что профессия космонавта стала обычной, рядовой?
Думаю, что нет. Поясняю.
Юлия Пересильд, Клим Шипенко, а также космические туристы, которые летали на «Союзах», а теперь уже и на «Дрэгоне» — это все-таки не космонавты и не астронавты. Это участники космического полета. В чем разница?
Разница в первом приближении такая же, как между пассажиром самолета и пилотом.
Сравнивать настоящего космонавта и участника космического полета, который выполняет очень узкую функцию, нельзя. Нельзя сравнивать летчика (и одновременно бортинженера) с пассажиром самолета. Пассажир, турист — это просто груз, предусмотренный программой. Хотя и Юлия Пересильд — человек не совсем случайный. Актрис-претенденток изначально было около трех тысяч, если я ничего не путаю. Это означает, что она по своим физическим и морально-волевым показателям подошла. Но очень многие не подошли. Ну, и всем им , конечно, удачи на борту! Сейчас им очень непросто. Первые дни в невесомости — это очень тяжело, а им работать…Пусть всё будет штатно».