Что не так в деле директора «Звезды»?
Интересы экс-супруги Олега Хамуляка в деле о разделе имущества представляет тот же адвокат, что и в деле бывшей жены Павла Грудинина.
Людмила Измайлова , Пятница , № 32 от 4 сентября 2020 года
История, описанная ниже, очень напоминает мрачную атмосферу романа Кафки «Процесс», главный герой которого внезапно и без причин попадает в жернова бюрократической системы, логику которой невозможно понять. Человека судят в его отсутствие и неизвестно за что. Он абсолютно беспомощен, не может себя защитить, все его слова и аргументы оборачиваются против него самого.
Маше всего четыре месяца, но для своего возраста у нее удивительно взрослый и осмысленный взгляд. Девочка почти никогда не кричит и не плачет. То, что она вообще появилась на свет – настоящее чудо, учитывая то, что пришлось пережить ее маме Арине Хамуляк во время беременности. 12 ноября прошлого года в офис фирмы, где она работала, ворвались люди в масках, надели на нее наручники и повезли на допрос в ФСБ. Потом повезли домой – обыскивать квартиру. Потом снова на допрос. Арина просила вызвать скорую, но ей было отказано. Измученную женщину отпустили только поздним вечером. А спустя неделю забрали мужа. В тот день 20 ноября отец вёз Олега в Микрохирургию глаза, делать ему операцию. Вместо новостей об операции Арина услышала: «Олега забрали…»
— Это было сделано демонстративно — на камеру, — вспоминает Алексей Ромов, друг Олега. — Схватили при всех в больнице, заковали в наручники как особо опасного преступника, привезли в Следственный комитет, а через два часа погрузили в самолет и улетели. Никаких адвокатов — все было сделано молниеносно.
Представьте себя в этой ситуации. Отчаяние, бессилие, страх и полная неизвестность впереди. С того дня Олега она больше не видела, ей не разрешили даже поговорить с ним по телефону, рассказать о родившейся без него дочке, о которой мечтал всю жизнь.
Тучи над Олегом Хамуляком начали сгущаться в 2018 году. Возглавляемая им фирма «Звезда» занималась заменой лифтов в Ангарске, Саянске и Иркутске по контракту с Фондом Капитального ремонта. В Иркутске и Саянске все договоры были выполнены в срок, но в Ангарске местная администрация 6 (!) месяцев не утверждала проектную документацию на замену лифтов, тем самым, не давая разрешения на начало работ по замене лифов. Известно, что в Иркутске и Саянске для утверждения той же проектной документации администрациям хватило одного (!) рабочего дня. Затем несколько месяцев администрация Ангарска не подписывала акты выполненных работ, когда все до единого лифты уже были заменены на новые и просто стояли отключёнными от электроэнергии из-за отсутствия подписанных администрацией актов запуска в эксплуатацию.
А тем временем все это время до и после замены лифтов, пенсионеры и инвалиды, мамы с колясками ходили пешком. При этом сама администрация на чистом глазу до сих пор рассказывает о том, что «Звезда» допустила просрочку выполнения работ.
В следующем году «Звезда», уже находясь под жестким прессингом, меняла лифты в Усть-Илимске. И успешно заменила 48 лифтов из 51, пока ей просто не перекрыли доступ к объектам. И все эти 48 лифтов благополучно работают уже целый год, на них каждый день ездят тысячи людей. Но за эти работы, пользуясь преследованием директора фирмы, заказчик — Фонд капитального ремонта — до сих пор не рассчитался. Сумма задолженности перед компанией «Звезда» составляет 98 млн (!) рублей. И эти деньги — никакая не прибыль компании, а расчёты с поставщиком оборудования, субподрядчиками и т. д.
«Звезду» обложили со всех сторон. Постоянные приезды оперативников, вызовы на допросы, обыски, изъятие документов… Как говорят в народе, если за вас взялись, то найдут за что посадить. Вероятно, силовики, устраивая обыски, надеялись найти у Олега пачки долларов, элитную недвижимость в Европе, счета в офшорах… Но увы, директор «Звезды» за всю свою жизнь сумел обзавестись более чем скромной квартирой в Ангарске и бюджетной «Хондой». Согласитесь, это не то, что можно представить публике в качестве наворованного добра. Видимо, не найдя никаких нарушений в действиях Олега, как говорят осведомленные источники, в Иркутск из Москвы командировали следователя по особо важным делам, который ранее задерживал министра Минэкономразвития Алексея Улюкаева. Думаем, что кто-то очень заинтересованный дал команду прислать аж целого зампреда Следственного комитета России, следователя в ранге генерала.
В тот же день Олега Хамуляка взяли под стражу и этапировали в Москву. И уже на следующий день на сайте СКР появился пресс-релиз: «В период 2018-2019 годов Хамуляк и иные пока неустановленные лица, действуя в составе организованной группы, необоснованно завысили стоимость лифтового оборудования и объемы строительно-монтажных работ и работ по замене лифтового оборудования, выполненных ООО «Звезда». Таким образом у фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области было похищено более 185 млн рублей». Ему (то есть Хамуляку) предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество совершенном в особо крупном размере)».
Впрочем, у сотрудников «Звезды» эта сумма 185 млн, якобы в качестве прибыли, ничего кроме горького смеха не вызывает. «Обвинение абсурдное, — говорят они, — этих 185 млн. просто не существует. Все деньги были затрачены на установку оборудования, все свои обязательства по договору компания выполнила, все лифты заменены на новые и благополучно работают». По их словам, изначально прибыль со всего объема работ по замене лифтов не превышала 2,5-3 млн. Более того, вместо прямо скажем, скромной прибыли, компания получила убыток в 20 миллионов, поскольку Фонд капремонта, не разобравшись в причинах затягивания работ в Ангарске, оштрафовал компанию на 23 миллиона.
Три недели Олега держали в СИЗО, 12 декабря его адвокату удалось добиться изменения меры пресечения на домашний арест в арендованную для этого родственниками квартиру. Условия очень жесткие, Хамуляк отрезан от связи с внешним миром, ему нельзя никому позвонить, даже своему адвокату.
Но это еще не все. Пока Олег Хамуляк находится в Москве, под домашним арестом, его бывшая супруга отсудила у него практически все имущество. Внимательный читатель, безусловно увидит здесь аналогию с нашумевшим делом о разделе имущества между директором совхоза имени Ленина Павлом Грудининым и его экс-супругой Ириной. Напомним, в 2018 году красный директор бросил вызов системе во время выборов президента в 2018 году. А власть такой дерзости не прощает: Грудинина завалили исками, в том числе бывшая жена — Ирина, которая потребовала две трети доли в общем имуществе, включая 42% всех акций ЗАО «Совхоз имени Ленина». И суд этот иск удовлетворил.
В деле Хамуляка та же схема, разница только в масштабах. Рассказывает адвокат Олега Ксения Полянская.
«Брак между Олегом и Надеждой был расторгнут в мае 2019 года, а совместно проживать они прекратили в феврале. Надежда уехала в другую страну, где благополучно вышла замуж и сменила фамилию на Титову. Детей у них не было, только имущество: квартира, купленная в 2007 году по ипотеке за 1 млн 200 тыс., причем, чтобы сделать первый взнос Олег продал свою комнату, которая у него была до вступления в брак: купленный в кредит автомобиль Хонда за 390 тыс. руб. и доля в маленьком предприятии».
И как вы уже догадались, суд этот иск удовлетворил в полном объеме, присудив ей квартиру, машину и долю в предприятии. Так в одночасье Олег Хамуляк стал нищим.
Теперь сенсация: Интересы Надежды Титовой в Ангарске представлял московский адвокат Артем Игнатенко, тот самый, который ранее представлял интересы экс-жены Грудинина! В Сети можно найти телесюжеты и убедиться в этом.
Случайность ли это? Адвокат из Москвы… В арсенале, которого точно такое же дело… Причем в обоих случаях судебный процесс шумно освещался в провластных федеральных СМИ… Ну и наконец, цена вопроса.
Мы обратились к опытнейшему иркутскому адвокату Владимиру Козыдло за консультацией о примерной стоимости услуг столичных адвокатов в провинции. По его словам, в ценник обязательно входит стоимость перелета, гостиницы, а также риски связанные с перелетом, удаленностью от столицы, дискомфортом и т.п. На цену, безусловно, влияет медийная известность защитника, его участие в резонансных делах. «Точную цифру я назвать не могу, но думаю не меньше миллиона рублей». В этом месте у читателя неизбежно должен возникнуть вопрос: как простой ангарчанке удалось обеспечить себе защитника аж из самой Москвы и оплатить ему огромный гонорар? При том, что часто даже местные бизнесмены не могут себе позволить такую роскошь. И, как следствие, вопрос — сама ли она это сделала или нашлись заинтересованные раздуть скандал помощники?
Самое ужасное, что находясь под домашним арестом, Олег не имел возможность участвовать в процессе. Чтобы вызвать нотариуса для оформления доверенности, ему нужно получить разрешение следователя, а еще нужно время на оформление и пересылку в Ангарск, а суд был назначен молниеносно. Ксения представляла интересы Олега в суде по ордеру, не имея полномочий подавать встречные иски и обжаловать решения.
— Судья отказала в удовлетворении всех наших ходатайств, она не стала выяснять, где будет жить Олег, его жена и четырехмесячный ребенок. Отказалась отложить заседание, чтобы Олег смог оформить доверенность.
И все это происходило на фоне чудовищного информационного прессинга, в котором участвовали как центральные московские телеканалы, так и медийные помойки. Все сюжеты и публикации явно или косвенно связывали дело директора «Звезды» с именем бывшего губернатора Сергея Левченко, через его сына — Андрея, которого продавшиеся СМИ называют теневым владельцем фирмы, хотя никаких доказательств, кроме того, что Олег Хамуляк когда-то работал с Андреем Левченко и с ним знаком, этому нет. И судя по всему, именно экс-губернатор, продолжающий сейчас свою политическую деятельность, и популярная в Иркутской области оппозиционная партия КПРФ — истинные мишени этого дела.
По данным осведомленных источников, чиновники администрации президента давили на Сергея Левченко с просьбами уйти в отставку больше года до того дня, когда он решил написать заявление, однако победивший на прямых выборах коммунист отказывался это делать. В ответ было возбуждено несколько уголовных дел против сотрудников областного Правительства: работников Министерства лесного комплекса, работников областной Дорожной службы и других. На своей прощальной пресс-конференции Левченко сказал, что подал в отставку, чтобы защитить людей. «Представляете, когда беременных женщин в наручниках везут на допрос, который идет с утра до поздней ночи… Вот что я защищал».