Аренда машины, пробитое колесо и штрафы за парковку в Сербии. Автопутешествие иркутской семьи по Балканам. Часть 2
О том, как мы летели в Белград из Иркутска, покупали билеты и бронировали отели без иностранных карт, об отношении сербов к русским – можно почитать в первой части материала.
А в этой части — все про аренду машины, цены, парковки, пересечение сухопутных границ, города Черногории и про то, с какими неприятностями мы столкнулись в Сербии.
Как забронировать машину онлайн без иностранной карты?
Не знаем, как в других государствах, а в Сербии это оказалось легко. С помощью онлайн-систем, адаптированных под русский рынок. Это что-то вроде агрегаторов-посредников между российским потребителем и сербскими арендодателями. Выбор автомобиля, бронирование, внесение предоплаты картой «мир» – все оказалось легче легкого. После подтверждения брони нам прислали договор аренды, страховку и контакты менеджера в Белграде, который будет передавать машину.
Аренда автомобиля Opel Astra на две недели обошлась нам в 65 000 рублей. Мы заправлялись дизелем, он стоит 194 динара/литр (динар почти равен рублю).
С парковками и в Сербии, и в Черногории туго
Если в спальных районах парковочные места еще можно найти, то в центре – очень сложно. Платные паркинги есть, много, но сложность в том, что оплата за них осуществляется переводом с номера телефона.
В Белграде нам удавалось найти платные паркинги с оплатой наличными.
А вот в городе Нови Сад, нарезав несколько кругов вокруг центра, мы таких парковок не нашли. На свой страх и риск оставили машину в безлюдном дворе подальше от центра. Там паркинг был тоже платный, через перевод с телефона, но нам ничего не оставалось делать, как оставить ее без оплаты.
Поэтому – совет – если планируете арендовать машину, апартаменты/отель арендуйте только с парковкой!
Дорога из Сербии до Черногории заняла у нас 10 часов. Мы ехали из Белграда в Котор
Ехать-то всего 500 км, но добрая половина дороги – это горы. Они начинаются на юге Сербии и уже не заканчиваются.
Пограничных пунктов межу Сербией и Черногорией несколько, мы ехали через тот, куда повел навигатор. На обратном пути, кстати, он повел нас уже через другой.
Виз в Черногорию для россиян для поездок сроком до 30 дней – нет.
Никаких очередей на границе для легковых автомобилей мы не увидели. Вот из фур вереница стояла аж на несколько километров! Но едут они по отдельному коридору.
У нас минуты две проверяли паспорта и договор аренды автомобиля на выезде из Сербии. И примерно столько же – при въезде в Черногорию. Никаких вопросов никто не задавал, никаких дополнительных документов не просил.
В Черногории мы выбрали поселиться в Которе
И, как поняли, правильно сделали. Это невероятно атмосферный город, расположенный в Которской бухте. Ее еще называют самым южным фьордом. Действительно, залив вытянут в длину и окружен с обеих сторон высоченными грядами скал.
Скалы, длиннющая каменная набережная, марина, белоснежные круизные лайнеры … место очень красивое.
Первые упоминания о Которе относятся еще 150 веку до нашей эры. Лет 300 он находился под властью итальянцев и был частью Венецианской республики. Конечно, все это отразилось на архитектуре его старого города, который находится под охраной ЮНЕСКО.
Старый город Котора стал нашим культурным потрясением.
Это буквальное перемещение во времени, как будто в какую-то кинематографическую реальность, в этот путаный лабиринт из каменных лестниц, узких улиц, арок и двориков. Конечно, все это превращено в индустрию по добровольному отъему денег у туристов, улочки и дворики буквально гудят шумом кафе, баров и сувенирных лавок. Но обаяние старого Котора это ни в коем случае не уменьшает.
Буквально в 15 минутах езды от Котора, тут же в бухте, расположен город Пераст. Тоже небольшой, тоже с итальянским прошлым, очаровательным старым городом. Но главная его жемчужина – два малюсеньких острова буквально в пятистах метрах от берега.
На одном из островов – старая церковь с голубым куполом и пирс с маяком. А второй настолько мал, что все его пространство занимает то ли крепость, то ли храм – точно разобраться сложно, так как остров частный, и высаживаться на нем запрещено.
Добраться до островов можно на катере, их от Пераста курсирует десятки. Искать лодку не надо, она найдет вас сама! Буквально. Зазывал, продавцов билетов настолько много, что они отслеживают каждый паркующийся в районе Пераста автомобиль, всех проходящих по набережной туристов.
Еще одна особенность Которской бухты – в ней десятки устричных ферм
Ими усыпано побережье от Котора до Пераста. Главная прелесть – почти на каждой ферме есть ресторанчик, где вас накормят свежими устрицами и мидиями и напоят вином. Или продадут морепродукты с собой.
Мы брали с собой: устрицы – три евро за штуку. И килограмм мидий – 5 евро. Если есть их в ресторане на ферме, будет чуть дороже.
Море в конце октября оказалось прекрасным для купания!
Да, освежающее, но очень приятное. Учитывая, что температура воздуха на солнце выше 25, вполне комфортно.
Мы поискали лучшие пляжи. Почти все они оказались расположены в районе Будвы. В основном они длинные и широкие, но галечные. Хотя песчаные тоже есть!
Единственный минус (а может и плюс) – вся туристическая инфраструктура уже не функционирует. Кафе пустые, туалеты закрыты на замки, а лежаки собраны в стопки и убраны. И – к сожалению – мусор тоже никто не убирает.
Кухня, культура, национальная айдентика Черногории – про что это?
Честно? Мы так и не поняли. На старых улочках Котора и Пераста ты чувствуешь себя, будто в Италии. В местных ресторанах, где подают плескавицу и чевапчичи – как в Сербии. В Будве, застроенной вперемешку малоэтажными жилыми домами и офисными центрами с зеркальными окнами – как в кипрском Пафосе, а иногда – даже как в Сочи.
Дорога назад, в Сербию, оказалась гораздо более живописной.
Навигатор решил повести нас не по платным автобанам, а через горные деревушки, небольшие городки, а иногда – даже через лес! И это оказалось отлично, потому что и Черногория, и Сербия – очень красивые, и нам повезло увидеть их в самый пик золотой осени. Мягкой, красивой, сказочной осени.
Кстати, прекрасен осенью и Белград, куда мы вернулись. Бульвары вдоль набережной Дуная усыпаны листьями, а к самому берегу подплывают стаи лебедей. Они настолько прикормлены и доверчивы, что едят буквально с рук!
А вот в предпоследний день Белград решил подбросить ложку дегтя в бочку с медом наших впечатлений
Во-первых, нас обворовали. Ну, мы сами «молодцы», конечно. Положить кошелек во внешний накладной карман рюкзака – это нужно догадаться.
Ограбили в районе Земун. Это австро-венгерский район, который изначально был отдельным поселением, а сейчас стал частью Белграда. К главной его достопримечательности – башне – ведет тонкая, вьющаяся по склону каменная лестница. Вот там то к нам и «пристроилась» группа странных молодых людей, очень непохожих на туристов, но усиленно их изображающих. Они останавливались почти на каждой ступени и бесконечно фотографировали открывавшиеся с холма пейзажи. Останавливались и фотографировали и мы. Вот, в одну из таких остановок кошелек и вытащили.
Вечером того же дня случилась еще одна неприятность. Мы отправились сдавать арендованную машину в офис компании. Но, отъехав буквально десять метров, поняли, что что-то не так с колесом. Оно оказалось проколото.
Менеджер компании приехал к нам сам. Наша страховка повреждения колес не покрывала, за проколотую шину нам пришлось заплатить 100 евро.
И да! В Белграде работает Яндекс Такси!
Зарубежных карт прикреплять не надо, просто поменяйте в приложении способ оплаты на наличные. В аэропорт мы добирались именно так. Машина нашлась и приехала буквально за пару минут. Ехать нам было близко, минут 15, заплатили 1500 динар.