Тогда мы добились политической победы
Юрий Курин — заслуженный юрист России, президент «Фонда сохранения памяти и развития наследия первого народного губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова», в команде которого он работал. Юридически и исторически – об энерготарифах в Иркутской области.
— Юрий Геннадьевич, многие и в нашем регионе, и в соседних не понимают, почему в Иркутской области один из самых низких тарифов практически в мире. А сохранить его удалось при губернаторе Ножикове, в команде которого вы работали. Расскажите, как это удалось сделать тогда?
— Произошло это в 1993 году, когда федеральные органы власти в лице президента Ельцина и председателя правительства Черномырдина приступили к приватизации энергетики. У нас возникла такая опасность: иркутская энергетика, основу которой составляют три гидроэлектростанции – Иркутская, Братская, Усть-Илимская, — они могли уйти из Иркутской области и быть включены в состав чубайсовского РАО ЕЭС России. Поскольку губернатор Ножиков был энергетиком по образованию, и он построил практически все от Урала и до Чукотки гидроэлектростанции, тепловые станции, атомную электростанцию, то он прекрасно понимал значение энергетики для иркутской экономики и для жизни иркутян. Дело в том, что исторически здесь сформировался такой экономический комплекс, который требовал очень дешевой электроэнергии: здесь были построены три алюминиевых завода, четыре целлюлозно-бумажных комбината, Ангарская нефтехимическая компания, Саянский химический комбинат, Усольский химический комбинат – все эти производства требуют очень много электроэнергии и, естественно, она должна быть дешевой. Поэтому Ножиков поставил перед собой и нами, своей командой, цель: нам надо добиваться более низких энерготарифов, чем во всех других регионах, иначе вся наша экономика станет не конкурентной. Кроме того, у нас суровый климат.
Первым, кто предложил бороться против того, чтобы в Иркутской области были установлены такие же тарифы на электроэнергию, как по всей стране, был Виктор Игнатенко, тогда совсем еще молодой председатель Совета народных депутатов, юрист, кандидат наук. Это он, обсуждая с губернатором данную проблему, внес ему предложение: не пытаться через челобитные московским руководителям, умолять, просить, а юридическим путем начать судиться. Никто никогда из региональных руководителей ни с президентом, ни с правительством, ни с министерством госимущества не судился, а тут иркутяне решили пойти по этому пути.
— Ножиков сразу согласился?
— Юрий Абрамович первое время сомневался в правильности такого решения, потому что мы привыкли все через просьбы решать.
— Какова была аргументация региона в суде?
— Была очень принципиальная 72–я статья в Конституции о том, что Москва осуществляет управление федеральной собственностью на территории субъектов федерации, согласовывая с ними эти действия. В одностороннем порядке, не проводя консультаций, не проводя согласований, решать экономические проблемы нельзя. Опираясь на эту статью Конституции, мы начали подготовку для обращения в Конституционный суд.
— А почему другие регионы не поддержали, или не обращались к ним?
— Губернатор предлагал присоединиться к нам руководителям соседних регионов – Республики Бурятии, Красноярского края, Новосибирской области. Мы думали, что если четыре сибирских региона объединятся, то наша борьба будет иметь больше шансов на успех. К сожалению, нас не поддержали, сказали: мы будет потихонечку договариваться с Москвой. В итоге они проиграли. Мы одни пошли в суд, и Конституционный суд нас поддержал: он признал, что Указ президента об акционировании энергетики и постановление правительства противоречат Конституции, поэтому должны быть отменены. Суд обязал и президента, и председателя правительства провести согласительные процедуры с органами власти Иркутской области и по вопросам тарифов и по другим, связанным с энергетикой.
Тогда мы добились такой политической победы. В итоге наш регион имеет огромное экономическое преимущество по сравнению с другими субъектами РФ. Это означает, что все 30 лет в Иркутской области и граждане, и бюджетная сфера (школы, садики, больницы) платят гораздо ниже. И что важно: весь бизнес платит гораздо дешевле, чем в соседних субъектах РФ. Это означает, что наши предприятия остались конкурентноспособными.
Тариф в Иркутской области на э/э для населения — 1,58р/ кВтч
В Республике Бурятии — в 2,4 р выше (для бизнеса в 1,3 раза),
В Красноярском крае — в 1,7 раза выше (для бизнеса в 1,6 раза),
В Новосибирской области — в 2,3 раза (для бизнеса в 1,2 раза).
— Что вы думаете о сегодняшней ситуации с энерготарифами в регионе и стране в целом?
— Я знаю, что для Иркутской области вопросы энергетики чрезвычайно важны и болезненны. Вижу, что и губернатор, и Законодательное собрание, и правительство, и другие органы управления постоянно держат в поле зрения этот вопрос регулирования тарифов. Сейчас решение выходит на финальную стадию. Хочется верить, что Иркутская область сможет по-прежнему оставить более льготные и дифференцированные тарифы на электроэнергию по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.