Татьяна Черниговская: «Я считаю, что <человечеству> лет одиннадцать, может быть, двенадцать… даже не тринадцать»
Татьяна Черниговская, российский исследователь области нейронауки и психолингвистики. Доктор биологических наук:
«Сначала появилось ощущение, что, может быть, перед лицом такой тотальной опасности случится то, о чем говорил Стивен Хокинг?
Он говорил, что человечество, конечно, та еще компания, и что привести его чувство может только общая опасность. Но он намекал на каких-нибудь внеземных гостей, которые к нам прибудут из иных галактик, и тогда опасность будет так велика, что мы наконец объединимся в единую семью и будем этой опасности противостоять все вместе, забыв про недружественные или сложные отношения между странами, группами людей, отдельными людьми и так далее.
⠀
И вот эта опасность и есть. А что мы видим?
Разве мы видим какое-нибудь объединение? Ничего подобного. Это нас толкает на то, чтобы снова подумать, сколько в человеке человеческого, а сколько в нем звериного? Что сильнее: природа или культура? Эту тему обсуждают лишь в очень немногих областях. В том числе как детей воспитывать, насколько важны гены? Или не так уж они важны, а важнее то, как ты воспитал?
⠀
Когда я думаю над тем, насколько зрелое наше человечество, перебираю разные возрастные этапы… Сейчас я считаю, что ему лет одиннадцать, может быть, двенадцать… даже не тринадцать.
Что бывает у младших подростков? У них выигрывают эмоции, они не умеют справляться с ними, они показывают, кто важнее, кто сильнее. И происходит это по понятной причине, а именно у них еще незрелые лобные отделы головного мозга, которые, как известно из каждой книжки, занимаются мотивами поведения, целями поведения, регуляцией поведения, короче говоря, которые наводят порядок. Вот этих отделов у детей такого возраста, у подростков такого возраста просто нет, то есть он физически есть, но он незрелые.
⠀
Поэтому что взять с подростков? Они бы и рады бы регулировать, но ничего не выходит. Так вот, похоже, что мы такие».