«В Уренгое и Южно-Сахалинске построили и сдали, а в Иркутске — даже не начали»
«В комментариях под постом про аэропорт в Южно-Сахалинске справедливо заметили, что, мол, кому нужен там такой аэропорт (и к чему были инвестиции). Внесем ясность: отчасти именно с этой точки зрения мы и приводили в пример аэропорты того же Южно-Сахалинска и Нового Уренгоя)
Сравним пассажиропоток за 2022 год и кое-какие другие данные:
⚪️Старый аэропорт Нового Уренгоя в конце декабря 2022 года обслужил рекордное число пассажиров — один миллион человек. Впервые в истории аэропорта. Новый терминал сможет обслуживать до 1,5 миллиона человек, то есть его запуск вполне оправдан и необходим. Кстати, населения в городе немного, и летающие — это в основном вахтовики, работающие в нефтегазе. В общем-то для них и построили этот симпатичный терминал. И да, у этого аэропорта нет международного статуса в отличие от следующих.
?Южно-Сахалинск. В 2022 году старый аэропорт обслужил 1,3 миллиона пассажиров (столько же было в 2019 году, в годы между было меньше). Пропускная способность нового терминала — 5 миллионов пассажиров. При этом у изначального проекта терминала пропускная способность была скромнее, но когда «Красинвест» зашел достраивать его за несправившейся сахалинской строительной компанией, проект изменили и сделали более масштабным, так сказать, сильно на вырост.
?Иркутск. В 2022 году аэропорт обслужил 2,6 миллиона человек. В этом году ожидают ~3-3,5 миллиона. Пропускная способность терминала внутренних авиалиний на уровне 2,5 миллиона человек в год, международных — 1,25 миллиона, общая — 3,7 миллиона пассажиров в год. То есть аэропорт уже работает почти на грани своих возможностей (по крайней мере на внутренних линиях). Планы построить новый международный аэропорт идут с 2014 года, результатов нет. С временным терминалом тоже проблемы.
?Улан-Удэ. Международный аэропорт «Байкал» обслужил в 2022 году 629 тысяч человек. Пропускная способность ~2 миллиона в год. Новый терминал для внутренних линий, который планируют достроить к 2024 году, сможет обслуживать 2,2 миллиона человек в год. Со старым терминалом пропускная способность увеличится до 4 миллионов (и вероятно, после запуска новый терминал в Улан-Удэ сможет перетянуть на себя часть пассажиропотока из Иркутска).
Первые три аэропорта похожи тем, что их передали из федеральной собственности в собственность регионов и с 2013-2014 года начался процесс подготовки к строительству (причем в Южно-Сахалинске — как в Иркутске — тоже была сомнительная попытка передать аэропорт определенному инвестору без конкурса).
«Байкал» находится в собственности «Новапорта». Как мы видим, в Уренгое и Южно-Сахалинске за эти годы построили и сдали, в Улан-Удэ строят, а в Иркутске — даже не начали. Хотя именно там есть потребность».