«Торговля станет стихийной, убогой и криминализированной»
- 5 мая, 2022
- 1 мин. на чтение
Якорные арендаторы любого крупного ТЦ: еда, одежда и магазины электроники/бытовой техники. На эти три сегмента приходится не менее 60% всей выручки.
С едой пока все более-менее, и хотя прибыли федеральных сетей снижаются, вряд ли стоит ждать их скорого ухода и закрытия точек в регионах.
С техникой сложнее. Там объемы продаж сократились радикально, на 30-50% по отдельным позициям. Есть огромные сложности с пополнением складов, логистикой, скачками курса рубля и инфляцией. Скорее всего, уже в этом году рынок бытовой техники и электроники очень сильно ужмется, испытывая двойной шок, как со стороны спроса, так по предложению. Это приведет к закрытию многих крупных профильных магазинов.
Еще хуже дела с одеждой. Почти все популярные иностранные бренды уже покинули Россию, по состоянию на середину апреля продажи в сегменте упали на 25%. В целом, рынок одежды ждет сильная просадка, снижение выручки и переход к местным низкокачественным поставщикам. Плюс значительная часть торговли окончательно уйдет в онлайн – это дешевле, чем платить аренду за точки в ТЦ.
Все это, совокупно, радикально ухудшит экономику большинства ТЦ, где и так все не слава богу – пандемия, постоянные репрессии контролирующих органов и снижение платежеспособного спроса в 2020-21 годах поставили ряд ТЦ на грань банкротства и закрытия. Этот тренд будет углубляться и расширяться.
Торговля не умрет, но станет более стихийной, убогой и криминализированной. Пафосные налет успешности из ТЦ быстро испарится. Многие площади будут пустовать, часть ТЦ закроется навсегда, другие будут переоборудованы в рынки по типу барахолок 90х годов. Без сокращений тоже не обойдется – субсидировать издержки и поддерживать занятость в этом сегменте никто не будет, чай не бюджетники».





