С байкальскими губками что-то не так
Материал: «Научная Россия«.
Ученые их иркутского Лимнологического института СО РАН ищут причины болезни байкальской губки. Во время экспедицией были отобраны образцы, среди которых не оказалось ни одного здорового. Об этом на пресс-конференции 16 марта сообщил директор института Андрей Федотов.
Для сбора и анализа проб губок сотрудники Лимнологического института СО РАН провели экспедиционные работы в районе п. Б. Коты с 9 по 12 марта 2021 г. Целью стало изучение причин заболевания губок с использованием модельной системы – культуры клеток губок.
Специалисты собрали 12 образцов условно здоровых губок Lubomirskia baicalensis без видимых под водой участков поражения тканей и 5 больных представителей данного вида, 5 образцов губки Baikalospongia bacillifera. Затем в лабораторных условиях провели исследование, которое показало, что лишь два образца L. baicalensis не имеют видимых нарушений. Один из пяти образцов B. bacillifera имел размягченный скелет, которые легко разрушался во время транспортировки.
Байкальские губки отвечают за очистку байкальской воды и считаются «домом» для других микроорганизмов. По словам ученых, живые организмы находится под угрозой тотального отмирания — внутренний микробиом губки заметно меняется. Специалисты сравнивают это с дисбактериозом.
«К сожалению, мы не знаем, болели ли губки раньше. У нас нет таких данных. Но уже примерно 10 лет прошло с тех пор, как мы обнаружили, что с ними что-то не так. Может быть, это будет как нынешняя пандемия – через какое-то время она кончится и всё вернется на круги своя. А может и нет. Назад заглянуть мы не можем. Но когда мы смотрим микробиальный состав молекулярно-генетическими методами, что было с губкой в начале двухтысячных годов, то понимаем, что у нее внутри было буквально несколько типов паразитов. А что происходит сейчас? Там один частокол из видов», – поделился Андрей Федотов.
На первый взгляд губки выглядят здоровыми и красивыми, но лабораторные исследования демонстрируют обратное — букет бактерий внутри организмов. А в начале двухтысячных годов их микробиальное сообщество было бедно и в том объёме, который требовался. Сейчас же ученые зафиксировали даже вирус герпеса.
Об опасностях такого явления специалисты пока не предупредили, однако заметили, что губка перестала отфильтровывать вредные микроорганизмы — утрачена защитная функция.
«Те же самые брюхоногие моллюски, которые не должны пройти через корковую губку, теперь спокойно проходят. Обычно губка, чтобы защититься, выделяет определенные вещества, моллюскам просто неудобно по ней ползать своими ножками. То есть это – первая зона отчуждения, чтобы не проникали чужие виды в Байкал. И если этого пояса нет, что дальше? Мы не знаем, что будет, если всех губок выкосит. С Байкалом, может быть, ничего и не будет, потому что он слишком объемный. Но прогнозы пока делать невозможно», – добавил Андрей Федотов.
Одновременно с этим нельзя точно сказать, как повлияют новые микроорганизмы на жизнедеятельность байкальской губки: умрет она или, например, мутирует из-за необходимости приспосабливаться. На данный момент специалисты говорят о том, что губка не может справиться со своими симбионтами и начинает сосуществовать с теми видами, с которыми прежде не должна была. Вопрос о том, как это отразится на животном и растительном мире Байкала остается открытым.